Заслуженный при жизни, преданный после смерти
Скандал вокруг имени бывшего директора ульяновской школы №52 Радия Шаркаева ушел в тень, но продолжает мучить выпускников школы и просто неравнодушных жителей города, удрученных тем, что произошло.
Радий Николаевич умер на 87-м году жизни несколько месяцев назад. Директором школы он работал на протяжении 50 лет, придя на эту должность в начале 60-х годов ХХ века в возрасте 28 лет и уйдя с нее в начале 10-х XXI века почти 80-летним. Он, собственно, школу и создал, превратив ее из захудалого учебного заведения в одно из лучших в городе. Представить эти 50 лет на посту директора почти невозможно, настолько это большой срок. За время его директорства из школы вышло 50 выпусков, и первым выпускникам, тем, кто живы, сегодня по 77-78 лет, а последним шаркаевским - по 27-28. Перед ним прошли нынешние прадеды, деды, отцы, дети и внуки ульяновцев из 52-й школы. Это какую же преданность своему делу, ученикам и их родителям Шаркаеву надо было иметь! И он ее имел. Воспитанники отвечали взаимностью.
Как недавно рассказывал «Курьер», на 50-летний юбилей школы в 2014 году пришли ее многочисленные выпускники. По ходу вечера прозвучало предложение присвоить школе имя Шаркаева, но Радий Николаевич эти разговоры пресек, сказав, что он пока еще живой и не надо об этом. Мнение 52-й, однако, оформилось окончательно: школа должна носить его имя. И когда его не стало, никто не сомневался, что 52-я официально станет школой имени Радия Шаркаева, как она давно уже неофициально была шаркаевской. И тут, спустя буквально считанные недели после похорон Радия Николаевича, приходит новость, что школе №52 присвоено имя ее выпускника Александра Шишкова, погибшего в зоне специальной военной операции (СВО). Школьное сообщество было потрясено, посчитав, что этим актом преданы как их бывший директор Радий Шаркаев, так и они, тысячи его выпускников.
Когда первый шок прошел, стали думать, что же теперь делать, понимая, что открытый протест против предательства легендарного директора будет выглядеть в лучшем случае неполиткорректным, а в худшем - власть извратит их намерения и мотивы и представит этот протест как враждебный армии. Хотя речь не об армии и не о Александре Шишкове, чье имя власть просто использует в целях собственного пиара, не считаясь ни с чьими чувствами. Выяснилось, что антишаркаевскую акцию продавил депутат по этому округу, зампредседателя Законодательного Собрания области, руководитель фракции «Единой России» Василий Гвоздев, который якобы кому-то в школе сказал, что сделано это было по рекомендации министерства обороны. Которому, видимо, все фиолетово, ведь может получиться, что в какой-то школе кандидатов от СВО окажется несколько, и кому будет в этом случае отдано предпочтение? Что делать родным того погибшего парня, который будет откинут? Простые же, лежащие на поверхности вопросы.
Среди выпускников 52-й школы есть и те, кто сегодня живет в Москве, и кто работает на руководящих должностях. Эти люди особенно не могут примириться с подлостью, проявленной по отношению к Радию Николаевичу Шаркаеву, и предлагают направить письмо властям с напоминанием о роли Шаркаева в истории школы и города, и о том, что допущена непростительная ошибка, которую необходимо исправить. И с убеждением, что с этим предложением согласился бы и Александр Шишков, будь он жив. Парень не стал бы отодвигать в сторону старого директора, чьей личностью и чьим обаянием школа была наполнена и в годы его учебы в ней. Но обращения к властям, думаю, бесполезны, они сейчас перепуганы и прикрываются именами погибших в ходе СВО, стремясь в первую очередь обеспечить свою собственную безопасность.
Обратиться имеет смысл, скорее уж, к родителям Александра Шишкова, которые наверняка понимают, что произошло - что власть в последнюю очередь озабочена увековечиванием памяти погибших участников СВО, а думает лишь о своей шкуре, и что школа должна носить имя Шаркаева, остаться шаркаевской, какой и была в годы учебы их сына. Что использование имени Александра Шишкова раскололо школьное сообщество, настроив его часть против погибшего парня, ни в чем в этой истории неповинного. И просить родителей ходатайствовать перед властями о присвоении школе имени ее директора, на протяжении 50 лет бывшего с ней одним целым, а в целях увековечивания памяти Александра использовать другие формы, наиважнейшими из которых являются посвященный ему школьный музей, его бюст перед центральным входом в школу, мемориальная доска, переходящий приз его имени.
И еще: и Радию Шаркаеву, и Александру Шишкову сегодня все равно. Там, где они теперь находятся, не меряются заслугами и почестями, там другие мерки. Но это нужно тем, кто здесь, по эту сторону. Нужно для удержания их мира в равновесии, для сохранения в этом мире одного из лучших периодов их жизни - школьных лет и ранней юности, среди символов которого и их директор. Нужно для торжества добра и справедливости. Несправедливость - деструктивна.
Сергей КУЗНЕЦОВ